7 лет прошло, как я закончил МГУ. Но МГУ не закончил со мной. Все эти годы мне снились кошмары, как я сдаю непонятные экзамены непонятным людям. И только в начале этого года, поближе познакомившись с  «психо» методами,  о которых я тут как-то уже заикался, мне удалось отпустить все эти  ситуации, и хочется верить навсегда.

Природа появления этих кошмаров мне понятна. Всякий раз сдача зачета и экзамена вызывала у меня панический стресс  и сопровождалась животным ужасом. Другое, что я никак не мог понять, почему же за долгие годы учёбы, я так и не начал там учиться, чтобы сгладить свои переживания.

Возможный ответ попался мне в книге Тони Бьюзена «Научите себя думать»:

… большинство из нас испытывает скрытый страх,  когда видят перед собой учебный текст, и это явление широко распространено. Этот страх и внутреннее сопротивление возникает из-за школьной экзаменационно построенной системы обучения, при которой ребенку дают книги по изучаемым предметам. При этом он знает, что учебники намного сложнее художественных книг, что они таят в себе кучу работы и что потом будут проверять его знания, полученные из этих книг.

Сам по себе факт, что книги такого типа «трудны», уже отталкивает. То, что они представляют собой объект большого труда, также вызывает отрицательное отношение к ним, поскольку каждый ребенок инстинктивно понимает, что не способен читать, конспектировать и запоминать надлежащим образом.

А тот факт, что предстоит проверка полученных знаний, является часто самым серьезным из трех перечисленных обстоятельств. Хорошо известно, что такая угроза в определенных ситуациях может совершенно парализовать работоспособность головного мозга.

Столкнувшись лицом к лицу с такой угрозой, ребёнок оказывается перед выбором: он может либо все учить и получить одну цепь вытекающих отсюда последствий, либо не учить и получить иную цепь последствий. Если он будет готовиться, но получит плохой результат, то тем самым лишь подтвердит собственную «отсталость», «безмозглость», «тупость», «остолопство» или что-то другое в этом роде, описываемее не более лестным термином. Конечно, на самом деле это совсем не так, но он не может знать, что истинная причина его «провала» в несостоятельности системы тестирования, а не в его собственной неполноценности.

Если же он не будет заниматься, то сложится совсем иная ситуация. Столкнувшись с фактом провала на экзамене или зачете, он сможет тут же сказать, что провалился естественно, потому что «толком не готовился, и эта ерунда совсем не интересна».

Поступая таким образом, он решает проблему сразу несколькими путями.

  1. Он избегает одновременно и угрозы, и самого контроля объективности своей самооценки, которые были  бы неизбежны, не уклонись он от подготовки.
  2. У него есть отличное оправдание провала.
  3. Он заслуживает уважение других детей, поскольку набирается храбрости бросить вызов ситуации, которая их самих пугает…

«Паралич мозга» о котором пишет Бьюзена, мне очень хорошо знаком…

К счастью, учёба не повлияла на мою самооценку (что выяснилось в ходе разных псих тестов) и дальнейшие карьерные изыскания (я же генеральный директор 😉 ), потому что я в самом начале для себя решил, что учёба это одно, а работа — совсем другое.

Этот кусочек текста помог мне переосмыслить своё поведение в прошлом и мне реально стало легче, как гора с плеч. Додуматься до этого самостоятельно мне не удавалось. Не исключено, что это только один возможный нюанс, есть и другие, я их тоже с удовольствием поищу.