И еще одна моя статья из мартовского Billboard про интернет-радиостанции. К сожалению, человек, который готовил иллюстрации к материалу, внес некоторую неразбериху.

Во-первых, на картинке к статье сидят не совсем понятные люди, которые в статье нигде не встречаются. Люди вполне приличные, их нормально подписать забыли. Это редакция specialradio.ru на празднование своего пятилетия год назад.

А во-вторых, совсем плохо вышло с Проф-Медиа. На картинке с посещаемостью станций их актив радио 101.ru вместо 300 тысяч посетителей в месяц, имеют жалких 56… Вдвойне обидно, так как с Проф-Медиа у меня связаны теплые воспоминания. Работая в Xpro, я был менеджером по разработке их сайта. Там был замечательный Констанин Воронцов, директор по информации и связям с очень-очень тихим и спокойным голосом 🙂 В след. номере будет опровержение 🙂

Радиобум, которого не было
Интернет-радио так и не смогло выйти на сколько-нибудь заметный уровень популярности в российском сегменте сети.

«Развитие интернет-технологий должно привести к медиа-взрыву в сети», — так в один голос говорят IT-аналитики с момента появления глобальной сети в России, то есть с середины 90-х годов прошлого века. Высокие скорости, быстрые процессоры, умные приложения должны перенести радио и телевидение в сеть, сделав их гибкими, удобными, настраиваемыми под человека. Как бы там ни было, ощутимого взрыва до сих пор не получилось.Аудитория
Как правило, интернет-радиостанции предлагают слушателям несколько потоков своего эфира разного качества. Чем хуже поток — тем меньшая скорость подключения интернета необходима для его прослушивания. Но даже при такой организации вещания людей, технически способных слушать интернет-радио, в российском пространстве Интернета находится совсем немного.

Летом 2007 года министр информационных технологий и связи Российской Федерации Леонид Рейман заявил, что в 2008 году количество пользователей услуг глобальной сети интернет в России достигнет 40 млн человек. Однако необходимо понимать, что речь идет больше о пользователях, осуществляющих доступ в интернет посредством модемов, то есть с низкими скоростями. По данным компании «J’son & Partners», на 2006 год обладателей широкополосного доступа в сеть набралось 2,4 млн из 27 млн подключенных. Сегодня эта цифра будет несколько больше, но соотношение по стране почти не изменилось.

Александр Шмальц, руководитель интернет-радиостанции 16bit.fm, следующим образом оценивает аудиторию своих слушателей: «…Отсекаем пользователей, использующих интернет исключительно в рабочих целях, затем тех, кто не слушает музыку; а также обладателей собственных огромных коллекций музыки, качающих mp3 из сети, которые запросто могли бы сами начать вещание, и получается в сухом остатке несколько тысяч слушателей».

Формат
Интернет-радиостанции не придерживаются радийного FM-формата, они следуют одному определенному стилю музыки. Здесь можно услышать и раскрученного артиста, и никому не известного исполнителя. Но именно на последних и делают ставки все сетевые станции при активной поддержке своих слушателей.

Александр Усольцев, директор проекта specialradio.ru, рассказал корреспонденту российского издания Billboard о том, что его станция является «ретранслятором мыслительного потока самих людей, чем-то вроде телевизионных ток-шоу или интернет-форумов». Музыканты сами присылают материал, который пускается в ротацию. И его успех целиком и полностью зависит от востребованности, а не от сторонней рекламы. Слушателя в данном случае можно смело называть настоящим ценителем музыки, который в поисках чего-то нового и необычного выходит в сеть.

Интернет-радио 101.ru, которое является активом «Вещательной корпорации «ПрофМедиа», не может похвастаться прямой работой с музыкантами, его репертуар совпадает с FM-диапазоном, но данная станция делает ставку на количество музыкальных каналов: русский рок, шансон, латино, блюз. На текущий момент таких каналов на 101.ru насчитывается более 60.

Специализация помогает онлайн-радио найти своего слушателя, но тот факт, останется ли он на волне или нет, — будет зависеть от качества музыки.

Артисты
Интернет-радио представляет интерес в первую очередь для начинающих музыкантов. Для них это возможность быстро и бесплатно разместить продукт собственного творчества в эфире и так же быстро получить первую оценку своего труда.

При условии увеличения популярности сетевые радиостанции могут стать и отличной дополнительной площадкой для продвижения крупных музыкальных игроков. Например, уже в настоящий момент на радио 101.ru можно найти отдельные музыкальные каналы, посвященные музыке группы Машина Времени, Аллы Пугачевой и Владимира Высоцкого.

Экономика
Для открытия интернет-радио необходимо решить проблему наличия и обустройства студии, а также обзавестись надежным, быстрым и безлимитным доступом в сеть и сервером в интернет, который будет раздавать поток.

Студия может быть самой простой и состоять ровно из двух компьютеров. Если же речь идет о приеме гостей, то придется добавить еще два микрофона, компрессор, микшер и проигрыватель компакт-дисков. На одном из компьютеров формируется плей-лист, другой — сжимает музыкальный поток и отправляет его на раздающий сервер. Все первоначальные расходы с учетом подключения к интернету можно оценить в 125 тыс. рублей. Конечно же, создание профессиональной студии с широкими возможностями обойдется в десятки раз дороже, но в большинстве случаев для интернет-радио это не требуется. Еще около 60 тыс. рублей уйдет на разработку собственного сайта и минимальную рекламную компанию. Раздающий сервер, к которому будут подключаться слушатели, целесообразно взять в аренду в крупном дата-центре (хостинг-площадке), так как его покупка обойдется слишком дорого, а технические параметры устареют слишком быстро. Ежемесячная плата за такую услугу составляет от 5 до 15 тыс. рублей.

Не помешает также зарегистрировать юридическое лицо и получить лицензию на право осуществлять распространение в сети интернет потокового музыкального вещания. Как и другие медиа, интернет-радио зарабатывает на рекламе, размещаемой как на сайте, так и в эфире. К примеру, стоимость рекламного баннера на всех страницах сайта specialradio.ru в месяц обходится в 5 тыс. рублей, стоимость размещения такого же баннера только на главной странице 101.ru составляет уже 37 тыс. рублей. Цена определяется количеством посетителей на сайте.

Кроме того, большинство онлайн-радиопроектов получают помощь от лейблов, музыкантов и компаний, предоставляющих доступ в интернет. Александр Аксенов, заместитель генерального директора Crossnet, интернет-провайдера, предоставляющего услуги связи на территории Западного административного округа Москвы, утверждает, что, оказывая поддержку интернет-радиостанциям SunWave, PopWave и ShockWave, он тем самым вкладывает средства в уникальный дополнительный сервис для своих клиентов: «Поддержка проекта радио — это один из способов увеличить привлекательность наших услуг для абонента».

Конечно, в силу малочисленности аудитории сделать из интернет-радио прибыльный продукт практически невозможно. Бум в российском сегменте интернета так и не наступил, и теперь уже не совсем понятно, произойдет ли это вообще когда-нибудь. Сегодня все взоры владельцев онлайн-радио обращены в сторону мобильныхтехнологий. Возможно, в тот самый момент, когда прослушивание интернет-радио станет доступным через мобильный телефон, и произойдет главная схватка сетевых станций с FM-диапазоном.

Кирилл Компостеров

картинка полосы