billboard март

Наконец-то вышел мартовский Billboard с моей статьей про подкастинг и его папу в России Стрельникова.
Думаю понятно, что именно встреча с Василием дала тот необходимый заряд, чтобы мы сели за шоу 🙂

Российский подкастинг: три года жизни

Не требующий лицензирования частоты и доступный в любое удобное для слушателя время подкастинг из обычных аудиодневников превращается в новый медиаисточник, бросив вызов телевидению и радиовещанию.billboard март 2008 василий стрельниковУ пользователей персональных компьютеров всегда была возможность при помощи микрофона записать свой голос или музыку. Полученный файл можно было хранить у себя для истории или поделиться им с друзьями, скопировав на диск или отправив по сети. Но массового пользователя сети интернет сесть за запись своих передач заставила новая технология, позволившая автоматизировать доставку собственных творений всем желающим сразу на устройство воспроизведения, которым мог быть компьютер, музыкальный центр или медиаплеер. Это и получило название «подкастинг».В марте 2005-го по интернет-адресу rpod.ru был открыт первый подкаст-терминал в России. За неполные три года на нем было размещено более 26 тыс. подкастов, а посещаемость сайта достигла 7 тыс. пользователей ежедневно. Но тогда подкастинг в нашей стране начинался с нуля. Новое движение с трудом искало людей, готовых «записать и послушать». Можно говорить, что только в 2007 году явление приобрело массовый характер. Подкасты стали появляться и на других сайтах. Cвой собственный подкаст-терминал открыла компания Samsung. Крупнейший портал российского интернета www.rambler.ru в рамках своего видео-проекта Rambler Vision также создал раздел для подкастов. Причем на последнем есть возможность записать подкаст непосредственно на сайте, не используя никаких специальных программ на собственном компьютере.

Первопроходцем подкастинга в России и основателем rpod.ru является теле- и радиоведущий Василий Стрельников. Его деятельность в сети началась с домашнего «некоммерческого, для души» интернет-радио. Но вести прямой эфир дома оказалось не всегда удобно. В то время подкастинг уже стал очень популярным явлением в США, и у Василия возникла идея попробовать повторить успех заокеанских коллег на русском языке.

«В подкастинге нет определенного формата, — говорит Стрельников. — Один подкастер говорит о кино, другой о политике. У каждого подкастера свой формат, но все эти подкасты расположены в одном месте, что очень удобно. И каждый слушатель выбирает то, что ему нравится».

Для подкастинга скорость подключения слушателя к интернету не так критична, как в случае с интернет-радио. Однако популяризация интернет-пространства в регионах способствовала бы дальнейшему развитию. Стрельников так оценивает текущее положение дел: «Интернет есть в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Но страна-то у нас намного больше».

От количества слушателей будет зависеть и прибыльность проекта. Подкаст-терминалы могут продавать рекламу как на страницах своих сайтов, так и внутри аудиоподкастов. Уже сейчас на rpod.ru находятся рекламодатели, готовые размещаться в передачах популярных подкастеров. Дальнейшее увеличение посещаемости и появление интересных передач приведет к появлению серьезных доходов от рекламных контрактов.

«У подкастинга нет задачи свергнуть телевидение и радио, но ввиду своей мобильности он сделает небольшой переворот в радиоэфире, — уверен Стрельников. — В США радио уже давно волнуется, если столько людей ищут альтернативу, то, наверное, они что-то не так делают. И в России это скоро начнется или уже началось, ведь такие СМИ, как НТВ, «Эхо Москвы», «Радио Свобода», «Немецкая волна», уже выкладывают свои новости и передачи в подкастах, так как не хотят пропустить тот момент, когда все изменится».

Помимо разговорного жанра в подкастинге присутствует и музыкальный контент. Авторы могут выкладывать для бесплатного скачивания свои работы, сопровождая их подсейф-лицензией, которая подразумевает возможность использования объекта творчества любым способом в сторонних подкастах другими людьми, но может требовать авторских отчислений при использовании этой же работы на радио или телевидении. Произведения, не являющиеся подсейф-продуктами, удаляются модераторами подкастингов.

Одной из первых российских групп, воспользовавшихся подсейф-возможностями и разместивших свои композиции на rpod.ru, стала красноярская команда Озоновый Слой. Олег Акентьев, менеджер группы, говорит, что, мечтая поделиться своим творчеством с миром, группа выкладывала новые песни почти каждую неделю. Очень скоро у коллектива появились свои поклонники. Статистика прослушиваний росла. Именно эти цифры помогли записать и выпустить в 2007 году первый альбом «Берега» и ездить на гастроли с концертами. Статистика показывает, что в тех городах, где музыку группы скачивают больше подкастеров, Озоновый Слой дает наиболее посещаемые и успешные выступления. Диск «Берега» выпустила, а также взяла на дистрибуцию широко представленная на территории Красноярского края сеть мультимедиа-маркетов «Лига». «На сегодняшний день тираж 10 тыс. дисков распродан почти полностью, — говорит Акентьев, — по рейтингам продаж за 10 месяцев по сети «Лига» мы держим 2-е место, лишь немногим отставая от МакSим».

Василий Стрельников утверждает, что подсейф-музыка на Западе уже стала абсолютно обычным, расхожим явлением: «Недавно группа Fall Out Boy разместила несколько треков для бесплатного прслушивания в своих подкастах. У нас же в стране гораздо лучше развито пиратство, нежели подсейф. Я часто слышу, что на каждый подсейф у нас есть свое пиратство».

Кирилл Компостеров, Billboard март 2008